Досрочная пенсия и специальная оценка условия труда

Досрочная пенсия и специальная оценка условия труда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

В соответствии с письмом Минтруда от 26.03.2014 N 17-3/10/в-1579 результаты спецоценки условий труда применяются с даты утверждения отчета.
Значит ли это, что льготный стаж работника в случае неподтверждения СОУТ вредных условий прерывается с даты утверждения отчета? Если да, то как при этом может соблюдаться п. 5 ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ и ст. 74 ТК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку начиная с даты утверждения отчета о завершении оценки условий труда дополнительный тариф страховых взносов в ПФР будет составлять 0%, период работы сотрудника организации с даты утверждения отчета не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обоснование вывода:
Право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными или опасными условиями труда имеют граждане, занятые на видах работ, указанных в п.п 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” (далее – Закон N 400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (далее – Списки), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Подсчет стажа на соответствующих видах работ производится в порядке, установленном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее – Правила).
В соответствии с п. 4 Правил основным условием формирования стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, является постоянная занятость на указанных работах при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Следовательно, согласно действующему законодательству для установления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам начиная с 1 января 2013 года необходимо соблюдение следующих условий:
– постоянная занятость в течение полного рабочего дня на указанных работах;
– уплата дополнительного тарифа и установление рабочему месту застрахованного лица опасного и (или) вредного класса условий труда по результатам специальной оценки.
Неподтверждение одного из перечисленных условий не дает оснований для включения периода работы по Спискам в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (от 8,0% до 0,0%) взамен установленных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов. Отметим, что для оптимального или допустимого класса условий труда дополнительный тариф страховых взносов составляет 0%.
На основании ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” по результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. То есть датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.
Таким образом, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Аналогичная позиция содержится в письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2014 N 17-3/В-113, от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579.
Если по результатам специальной оценки условий труда установлен оптимальный или допустимый класс условий труда, уплата дополнительного тарифа страхового взноса составит 0%, а следовательно, включение такого периода работы в специальный стаж для досрочного назначения пенсии невозможно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Досрочный выход на пенсию и специальная оценка условий труда

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2. Страховые тарифы в пенсионный фонд РФ, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Читайте также:  Как правильно выбрать НПФ: критерии надежности негосударственных пенсионных фондов

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в Письме Пенсионного Фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

Уже сейчас понятно, что закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство, вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда, так как чем лучше условия труда, тем ниже страховой тариф. А если условия труда безопасные, то тариф равен нулю.

Хорошо это или плохо, и как отразится такой механизм на работниках в реальности, покажет только время.

Комментарии

. закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство , вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда .

Строго говоря, мы точно не знаем, что государство планировало. А что оно пытается сделать (на практике, фактически) – очевидно:
согласно закону о спецоценке класс вредности и / или даже опасности может быть снижен (со всеми вытекающими последствиями) при обеспечении рабочих СИЗ.
Извините, опячатка – не СИЗ, а СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ СИЗ (что подразумевает их надёжность в отношении сохранения жизни и здоровья рабочих). При этом – вопреки статье 219 ТК РФ – не разработаны критерии, позволяющие определить – какие именно СИЗ органов дыхания (по конструкции) способны обеспечить защиту в известных условиях работы.

Это также противоречит конвенции 148 МОТ, которая в статьях 9 и 10 достаточно однозначно отдаёт предпочтение улучшению условий труда, а не использованию СИЗ:
Статья 9
По мере возможности, на рабочих местах устраняется любой риск, вызываемый загрязнением воздуха, шумом и вибрацией:
a) – при помощи технических мер, применяемых к новым установкам или процессам в ходе проектирования или сооружения, или добавляемых к существующим установкам или процессам; или, если это невозможно,
b) – при помощи дополнительных организационных мер.
Статья 10
Если меры, принимаемые согласно статье 9, не приводят к снижению загрязнения воздуха, шума и вибрации на рабочих местах до уровней, указанных в статье 8, работодатель обеспечивает работников соответствующими средствами индивидуальной защиты .
Источник: три W .ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c148_ru.htm

Конвенция 148 МОТ ратифицирована РФ, но её выполнение, вероятно, потребует от работодателя дополнительных затрат ( и некоторого изменения отношения к рабочим ), и уменьшит прибыль продавцов и изготовителей СИЗ, которые увеличили объём продаж СИЗ:
. за последние 5 лет объем продаж такой продукции вырос в 5 раз и составил больше 100 млрд руб. в год .
– вероятно, из-за систематичного и неуклонного ухудшения условий труда, которое фиксируется даже официальной статистикой.
Источник: Российская газета 23.04.2013 Н Швабауэр “Молоко за инициативу” три W .rg.ru/2013/04/23/trud.html

Такой подход МОТ – использование в первую очередь технических средств защиты и улучшение условий труда – объясняется вовсе не тем, что МОТ беспокоится о снижении производительности труда, неизбежного при использовании СИЗ, а тем, что даже в промышленно-развитых странах с достаточно хорошо работающей системой охраны труда использование СИЗ показало себя как последняя и как самая ненадёжная мера защиты жизни и здоровья . При технической способности фильтрующей полумаски – сертифицированной, индивидуально подобранной к лицу обученного и тренированного рабочего – снизить запылённость вдыхаемого воздуха в 10 раз в подавляющем большинстве случаев, её реальная эффективность в угольных шахтах Англии 2-8 раз.
Использование СИЗ может создавать опасность для жизни и здоровья рабочих. Например, в США при использовании респираторов с подачей сжатого воздуха по шлангу за 1984-1995 погибло 15 человек – из-за ошибочного подключения шлангов к трубопроводам с не пригодным для дыхания газом (покрашен в неправильный цвет и т.п.).

О возможности сохранения здоровья работающих в загрязнённой атмосфере при использовании СИЗОД и снижении классов вредности (при том порядке выбора и организации использования СИЗ органов дыхания, который имеется сейчас в РФ) лучше всего посмотреть приложенный внизу файл. Цензурно выражаясь – это бессмысленно.

Ну и о сертификации. Слово специалисту – интервью у Саввы Шипова, руководителя Росаккредитации:
— Всем известно, что многие сертификаты ничего не значат . Они не дают потребителям гарантий качества, производители их просто покупают, никаких испытаний не проводят. В интернет-поисковике можно найти недорогой сертификат на любой вкус. Выдача сертификатов наверняка большой теневой рынок.
— Я бы не стал говорить, что это сплошь теневой рынок, но серая его часть действительно немаленькая . Если говорить в целом об оценке соответствия и сертификации, то речь идет о сотнях миллиардов рублей в год . На этом рынке работают и добросовестные участники, и не очень.
Источник: три W .vedomosti.ru/library/news/9537481/my_daem_shans_ispravitsya_savva_shipov_rukovoditel

Так как снижение классов вредности при обеспечении работающих (какими-то; как-то сертифицированными) СИЗОД стимулирует работодателя закупать их ещё больше, то стимулирование увеличения продаж СИЗ – очевидно. А ведь даже высококачественный респиратор, используемый в тех условиях, на которые не рассчитана сама его конструкция, не может обеспечить надёжную защиту.

Также можно заметить, что применение СИЗ – ДАЖЕ когда они обеспечивают надёжную защиту жизни и/или здоровья – снижает производительность труда .

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Досрочный выход на пенсию и специальная оценка условий труда

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2.

Страховые тарифы в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в письме Пенсионного фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

Читайте также:  Пенсии работающим пенсионерам

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)

До тех пор пока на рабочем месте не про­ведена СОУТ по процедуре Закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все льготы и компенсации за работу во вред­ных и опасных условиях сохраняются в соответствии с результатами аттестации рабочего места. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден­ных результатами СОУТ, гарантии и ком­пенсации работникам не устанавливают­ся.

Размеры, порядок и условия предостав­ления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117, 147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз­мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за­нятым во вредных и (или) опасных усло­виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде­ляется работодателем с учетом мнения пред­ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенса­ции вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокра­щенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый от­пуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а раз­меры – снижены при условии сохранения соответ­ствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й , 3-й, 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3,2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3,3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Добавлены принципиальные новации – возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

– имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;

– порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;

– в коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

телефон для справок по вопросам специальной оценки условий труда: 719-449

Вопросы рассмотрения права на досрочное пенсионное обеспечение по результатам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)

ВОПРОС. В каком порядке рассматриваются вопросы о праве на досрочное пенсионное обеспечение работников, занятых на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2, в отношении которых по результатам СОУТ установлен вредный класс условий труда и имеется указание в строке 040 карты СОУТ на отсутствие предоставления права на досрочную пенсию?

В соответствии с действующим законодательством условиями предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании Списков № 1 и № 2 является:

выполнение соответствующей работы постоянно в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80 процентов рабочего времени, определенного исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством и зафиксированной в локальных актах организации и в трудовом договоре. При этом включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования при выполнении работ при помощи машин и механизмов, а также время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);

начисление и уплата дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (до 01.01.2017- статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

после проведения СОУТ – наличие на рабочих местах по работам, указанным в Списках № 1 и № 2, вредного (3) или опасного класса (4) условий труда (пункт 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Отраженная в строке 040 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте» карты СОУТ необходимость предоставления права на досрочную пенсию не является основанием для назначения или отказа в назначении такой пенсии.

Карта СОУТ применяется территориальными органами ПФР для подтверждения наличия вредного или опасного класса условий труда, который отражается в строке 030 «Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам» как итоговый класс (подкласс) условий труда.

ВОПРОС. Могут ли применяться в целях досрочного пенсионного обеспечения результаты проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) в случае последующего изменения наименования рабочего места, не повлекшего оснований для проведения внеплановой СОУТ?

Установленный по результатам СОУТ, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, вредный и (или) опасный класс условий труда является критерием назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, а также определяет размер дополнительного тарифа страховых взносов в отношении таких лиц. При этом сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах содержатся в карте СОУТ (пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ в случае изменения наименования рабочего места, не повлекшего за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 данной статьи, внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией. При этом такое решение должно быть оформлено соответствующим протоколом (письмо Минтруда России от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847).

Учитывая изложенное, в случае изменения наименования рабочего места и принятия работодателем решения о непроведении внеплановой СОУТ, в целях досрочного пенсионного обеспечения могут применяться результаты ранее проведенной СОУТ.

Вредные условия труда: когда с ПФР придется спорить из-за взносов и досрочной пенсии

По результатам проведенной проверки ПФР начислил предприятию (сфера деятельности — ЖКХ) дополнительные страховые взносы по двум профессиям (маляр и газосварщик), так как по условиям спецоценки условий труда им присвоен класс 3.1. Однако по протоколам исследований и измерений химических факторов данным профессиям соответствует класс 2. Вредная работа занимает менее 80% всего рабочего времени по спорным профессиям. Правомерны ли действия ПФР? Вправе ли работники данных профессий выйти на пенсию досрочно?

Читайте также:  Перерасчёт пенсий работающим пенсионерам

Право на досрочное назначение страховой пенсии

Таким образом, право на льготную пенсию непосредственно связано с двумя факторами: профессией и трудовым стажем.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Где посмотреть списки

Лица названных в Списке № 2 профессий, включая маляров и газосварщиков, работающие в сфере ЖКХ, вправе претендовать на досрочную пенсию при выполнении иных условий, установленных Законом № 400‑ФЗ, в том числе по достижении определенного стажа работы по профессии из Списка № 2 и при отнесении условий труда на рабочих местах к вредному или опасному классу согласно специальной оценке условий труда.

Тарифы взносов

До 01.01.2017 такие тарифы устанавливались ст. 58.3 Закона № 212‑ФЗ [1] , после этой даты они определяются ст. 428 НК РФ. И в том, и в другом случае необходимость уплаты и размер дополнительных страховых взносов зависели и зависят от результатов спецоценки условий труда, проводимой предприятием в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426‑ФЗ.

Важно, что условия назначения страховой пенсии досрочно применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ, соответствует вредному (класс 3, подклассы 3.1 – 3.4) или опасному (класс 4) классу условий труда, установленному по результатам спецоценки.

Как указано в преамбуле, согласно результатам спецоценки условия труда маляра и газосварщика на данном предприятии отнесены к вредному классу работ (подкласс 3.1). Это говорит о том, что лица, работающие в организации по названным профессиям, имеют право на льготную пенсию, но стаж работы во вредных условиях будет определяться с учетом уплаты дополнительных страховых взносов и согласно установленным правилам (см. постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 и от 11.07.2002 № 516).

Согласно позиции Минтруда, выраженной в Письме от 06.07.2015 № 17-3/В-331, если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, поименованной в… ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ, на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, в том числе, когда выполняемая работа носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам.

Следует признать, что действия ПФР по доначислению дополнительных взносов в рассмотренной ситуации соответствуют официальной позиции.

Опровергнуть данный подход можно через суд. Существует судебная практика, которая подтверждает право страхователя не платить дополнительные взносы с вознаграждений работникам за то время работы, которое не идет в зачет «вредного» стажа согласно правилам его расчета в целях назначения досрочной пенсии, в частности, когда выполнение работ во вредных условиях труда составляет менее 80% рабочего времени сотрудника.

Однако в конкретном суде с учетом конкретных обстоятельств дела спор может решиться и не в пользу страхователя.

Компенсации за вредные условия труда

С 2014 года дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда предоставляются на основании Трудового Кодекса и согласно результатам, проведенной специальной оценки условий труда.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций напрямую зависит от класса условий труда:

Класс условий труда

Гарантии и компенсации

Вредные 3.1 3.2 3.3 3.4 4Повышенный размер оплаты труда не менее 4 %.
Статья 147 ТК РФ
vvvvvЕжегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 дней. Статья 117 ТК РФ, ранее Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от № 298/П-22 Постановление Президиума ВЦСПС N 273/П-20 vvvvСокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов. Статья 92 ТК РФ, ранее Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от № 298/П-22 Постановление Президиума ВЦСПС N 273/П-20 vvv

Выдача молока и лечебно-профилактического питания Статья 222 ТК РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н

При воздействии
определенных вредных
производственных факторов

Досрочная трудовая пенсия по старости Статья 27 173-ФЗ

Постановление Правительства РФ № 537 от 18.07.2002

Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10

Работодатель платит
в Пенсионный Фонд
повышенные страховые
взносы Вредный и (или)
опасный класс условий
труда подтвержден
результатами СОУТ

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 01.01.2014, а также лицам, трудоустроившимся после 1 января 2014, гарантии и компенсации будут предоставляться в том же виде, установленном результатами аттестации рабочих мест, до проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день:

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.

Максимальная продолжительность сокращенного рабочего времени для составляет 36 часов в неделю.

На основании статей 92 и 117 ТК РФ величина сокращенного рабочего времени и величина дополнительного отпуска могут устанавливаться трудовым договором отдельно для каждого работника на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Также работодателю предоставляется возможность компенсировать работнику часть дополнительного отпуска, которая более семи минимально положенных календарных дней, или же часть увеличенной продолжительности рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, в денежной форме.

Для этого необходимо чтобы:

  • работодатель был участником отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда;
  • отраслевое (межотраслевое) соглашение по охране труда предусматривало порядок, размер и условия предоставления компенсаций, положенных 92 и 117 статьями ТК РФ, в том числе – в денежной форме;
  • условия о сокращении рабочего времени/продолжительности дополнительного отпуска были отражены непосредственно в коллективном договоре между работниками и работодателем;
  • имелось письменное согласие работника (в виде доп.соглашения к трудовому договору).

Доплаты за вредные условия труда:

Минимальный размер повышения оплаты составляет 4 процента тарифной ставки (оклада).

На основании статьи 147 ТК РФ фактические размеры повышенной оплаты труда могут устанавливаться или коллективным, или трудовым договором.

Льготное пенсионное обеспечение:

В соответствии с действующей редакцией статьи 219 ТК РФ работникам, рабочие места которых, включены в списки, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, начисления «вредного» стажа может быть приостановлено, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника, входящего в Списки, установлен 1 или 2 класс условий труда.

Исчисление «вредного» стажа может быть продолжено даже через некоторое время в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда.

В настоящее время стаж за «вредность» засчитывается при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в Пенсионный Фонд страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ;
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Выдача молока или других равноценных продуктов

Выдача молока и лечебно-профилактического питания, с возможностью их замены на денежную компенсацию, осуществляется на основании статьи 222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых полагается выдача молока определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Применение документов бывшего СССР для установления гарантий и компенсаций

На основании статьи 423 ТК РФ, применение нормативных правовых актов СССР для предоставления гарантий и компенсаций возможно, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Обратите внимание, что использование Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 для установления продолжительности дополнительного отпуска, по результатам проведенной СОУТ, должно быть отражено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

Ссылка на основную публикацию