Учет стажа работы на Украине после 1992 года для ПФР

Периоды работы, включаемые в страховой стаж, лицам, прибывшим из республик бывшего СССР

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 марта 2017 13:59

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Учет стажа работы на Украине после 1992 года для ПФР

Главная страницаФорум Гарант

стаж учитывается и без получения гражданства.

Вопрос: Включается ли в страховой стаж (для оплаты больничного листа) период работы на Украине с 02.09.1982 по 18.10.2000 российского гражданина, трудовой стаж которого подтверждается трудовой книжкой?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Периоды работы по трудовым договорам на Украине учитываются при определении продолжительности страхового стажа для назначения пособия по временной нетрудоспособности.

Обоснование вывода:
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее – Закон N 255-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона N 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее – Правила).
Периоды работы, а также иной деятельности, включающиеся в страховой стаж, перечислены в ч.ч. 1, 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ и п. 2, п. 2.1 Правил. По смыслу этих норм, а также п. 3 Правил в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору, когда гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Периоды работы на территории бывших республик Советского Союза до 1 января 1991 г. включаются в страховой стаж на основании пп. “в” п. 2, пп. “а” п. 3 Правил, поскольку в это время действовала единая система государственного социального страхования СССР (смотрите, например, Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191).
С 1 января 1991 г. периоды работы по трудовым договорам на территории стран бывшего СССР включаются в страховой стаж только в тех случаях, когда работодатель обязан был уплачивать страховые взносы и налоги в ФСС России. Однако п. 6 Правил предусмотрено, что международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа. В таком случае применяются правила международного договора.
15 января 1993 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, частью второй ст. 6 которого установлено, что трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признается сторонами этого соглашения. Кроме того, 15 апреля 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (далее – Соглашение), участницей которого является и Украина. В соответствии с частью второй ст. 4 Соглашения трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами Соглашения. Представители ФСС России считают, что ст. 4 Соглашения позволяет включать в страховой стаж периоды работы по трудовому договору на территории стран, подписавших этот документ (смотрите интервью с руководителем правового департамента ФСС России О.В. Терещенко, опубликованное в журнале “Нормативные акты для бухгалтера”, N 15, август 2008 г.; “Горячая линия: пособия за счет средств ФСС России”, “Зарплата”, N 5, 6, май, июнь 2009 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван

7 сентября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Но ко мне обратился человек и у него другая ситуация.
в чем “другость”?

Он жил и работал в Украине с 2007 по 2014 г., в 2014 г. переехал жить в Россию, получил гражданство в 2015 г. и теперь хочет, что бы ему засчитали трудовой стаж который у него был на Украине. В пенсионном фонде сказали что стаж не засчитают ни при каких условиях.
иии. читаем приведенный выше текст внимательно:
15 января 1993 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, частью второй ст. 6 которого установлено, что трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признается сторонами этого соглашения.”

Стаж гражданина Украины с 2002г. По 2014г

Учитывается ли стаж гражданина Украины с 2002г. по 2014г., с видом на жительство в РФ с 2015 года, при начислении пенсии по старости в РФ.

За этот период ( с 2002г. по 2014г) в Украине перечислялись пенсионные взносы. все оформлено официально. Пенсионное дело предоставлено в пенсионный фонд г. Кинешма Ивановской обл. Отказано в признании стажа на основании постановления РФ от 13.03.1992г. О гарантиях прав граждан участников Содружества независимых государствв области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.

Ответы юристов ( 3 )

Не совсем ясна причина отказа. Если можете приложите скан копию отказа ПФР.

Учитывается ли стаж гражданина Украины с 2002г. по 2014г., с видом на жительство в РФ с 2015 года, при начислении пенсии по старости в РФ.
Александра

2002 — 2014 год включается

Читайте также:  Погашение ипотеки материнским капиталом

вид на жительство — это документ удостоверяющий личность иностранного гражданина, сам по себе он не даёт право на пенсию по старости.

Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р
(ред. от 28.01.2005)
«О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР»
б) для иностранных граждан и лиц без гражданства — вид на жительство (до 1 октября 2000 г. в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, проживание в Российской Федерации подтверждалось отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина бывшего СССР или свидетельством о регистрации по месту жительства).
II. Определение права на пенсию
5. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства — участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Надеюсь смог Вам помочь.

писменного отказа нет. просто мне не посчиталь годы с 2002 по 2014. в стаж. Хотя есть запись в трудовой и выписки харьковского пенсионного фонда о полоучении взносов. А о том, что надо предоставить справку из фонда мне никто ни чего не сказал. Хотя список документов который я должна была предоставить мне дали и в Харьков я ездила за пенсионным делом.

Стаж вместо 36лет получился 25., а следовательно и пенсия уменьшилась.

Здравствуйте. А чем именно бы мотивирован отказ, ведь согласно Соглашению стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» наоборот предусмотрено что трудовой стаж на территории договаривающихся государств должен учитывать при назначении пенсии.

Статья 6
1. Назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.
2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения
.3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.В случае, если в государствах — участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Статья 7
При переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Можете выложить отказ ПФ, или Вам только на словах пока отказали?

писменного отказа нет. просто мне не посчиталь годы с 2002 по 2014. в стаж. Хотя есть запись в трудовой и выписки харьковского пенсионного фонда о полоучении взносов. А о том, что надо предоставить справку из фонда мне никто ни чего не сказал. Хотя список документов который я должна была предоставить мне дали и в Харьков я ездила за пенсионным делом.

Стаж вместо 36лет получился 25., а следовательно и пенсия уменьшилась.

писменного отказа нет. просто мне не посчиталь годы с 2002 по 2014. в стаж. Хотя есть запись в трудовой и выписки харьковского пенсионного фонда о полоучении взносов. А о том, что надо предоставить справку из фонда мне никто ни чего не сказал. Хотя список документов который я должна была предоставить мне дали и в Харьков я ездила за пенсионным делом.
Александра

Получается что Вам не посчитали стаж в связи с отсутствием справки из ПФ Украины? Вам нужно обратиться письменно в ПФ РФ и просить их разъяснить письменно почему Вам не засчитали стаж работы в Украине. После получения ответа из ПФ, при наличии оснований, его можно будет обжаловать и требовать в судебном порядке включение в трудовой стаж, стаж работы в Украине.

  • 10,0 рейтинг
  • 6627 отзывов эксперт

федеральным законодательством регулируется порядок назначения и расчета пенсий, а также положения касающиеся периодов трудовой деятельности подлежащей включению в страховой (трудовой) стаж.

Необходимые разъяснения по данным вопросам даются и органами пенсионного фонда, так, согласно:

Граждане Украины, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обращаться за назначением российской пенсии
По законодательству Российской Федерации, право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из Украины, зависит от их статуса. Пенсионное обеспечение в полном объеме предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим в Украине и прибывшим в Россию. У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при достижении пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и постоянном проживании на территории России, что подтверждается видом на жительство, выдаваемым территориальными органами Федеральной миграционной службы. Также право на получение российской пенсии имеют лица, получившие в России статус беженца, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца и выдается органами ФМС.
Для пенсионеров, прибывших из Украины, для получения российской пенсии необходимо предоставить следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность (для иностранных граждан — это вид на жительство или удостоверение беженца, для граждан Российской Федерации – паспорт);
— пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения отсутствуют, граждане Украины, обращающиеся за назначением российской пенсии, оформляют заявление, в котором самостоятельно указывают сроки прекращения выплаты пенсии на территории Украины и обязуются выплатить сумму, которая была переплачена при выплате российской пенсии, если такие факты будут установлены.
Для назначения российской пенсии граждане, прибывшие с территории Украины, которые впервые обращаются за назначением пенсии, должны предоставить следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность (для иностранных граждан — это вид на жительство или удостоверение беженца, для граждан Российской Федерации – паспорт);
— страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС открывается в ПФР по месту регистрации или по месту фактического проживания):
— документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года.
Гражданам Украины, которые по каким-либо причинам не могут представить документы о стаже и заработке, а также пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, может быть назначена социальная пенсия по старости при достижении соответствующего возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Социальная пенсия по старости назначается гражданам Украины (иностранным гражданам) и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста. Но назначается она только при условии, что есть статус беженца или подтверждение постоянного проживания в России.
Также граждане Украины, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста. Для назначения пенсии по инвалидности гражданам Украины необходимо предоставить документ об инвалидности. Если соответствующий документ был выдан органами медико-социальной экспертизы Украины после распада СССР, необходимо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России. Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим и документ о смерти.
www.pfrf.ru/branches/krim/news

В отношении учета стажа до 2002 года и после установлены два порядка, в зависимости от выбора того или иного периода трудовй деятельности:

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Свежие записи


Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Читайте также:  Продление пенсии по доверенности

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Как подтвердить стаж на Украине при оформлении пенсии в РФ?

Трудовой стаж, подтверждённый трудовой книжкой, на Украине, а именно в Луганске с 1979 по 2003 г. С 2005 г гражданство РФ и трудовой стаж. При оформлении пенсии в 2017 г в ПФ Украины был сделан запрос на предмет подтверждения стажа и отчислений на который пришёл ответ о невозможности предоставить сведения с неподконтрольной Киеву территории (почему то запрос был в Киев а не в Луганск как самостоятельный субъект). И что делать если подтверждения так и не будет? Из какого расчёта будет определяться пенсия? В нашем отделении ПФ как вариант предлагают отказаться от стажа на Украине.

Читайте также:  На сколько лет раньше можно выйти на пенсию при работе в районе крайнего севера?

Ответы юристов ( 1 )

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Украины, регулируется Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13.03.1992 г.). В соответствии с частями 2, 3 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г., для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Следовательно, стаж приобретенный Вами на территории Украины до 01.01.2002 года должен быть учтен при назначении пенсии в РФ без подтверждения уплаты страховых взносов в ПФ Украины.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства — участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Следовательно. периоды работы на территории Украины после 01.01.2002 г. могут быть включены при условии уплаты за Вас страховых взносов в ПФ Украины.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 установлено, что трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Следовательно, в случае если периоды работы в Украине до 01.01.2002 подтверждены записями в трудовой книжке, то ПФР не вправе отказать в зачете указанных периодов в страховой стаж при назначении пенсии.

Ни в коем случае не отказывайтесь от включения никаких периодов работы в стаж, ПФР при принятии решения о назначении пенсии и отказа в включении каких-либо периодов в стаж оформит его в письменной форме и выдаст данное решение Вам на руки.

Данное решение об отказе во включении в стаж периодов работы Вы вправе обжаловать в судебном порядке.

Имеется довольно обширная положительная практика по данному вопросу.

Если возникнут вопросы обращайтесь ко мне в чат.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) – вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;
-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР – купон (переходная) – карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 – по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

Ссылка на основную публикацию